25.01.2019
Как организованы горячие обеды в учебных заведениях Липецкой области
24 января 2019 Липецкая газета
Хорошая память, усидчивость и старательность в выполнении заданий школьниками — это не только результат благоприятной наследственности и нравоучений родителей. Успехи в учебе в большой мере зависят и от состояния здоровья, в поддержании которого, как известно, не последнюю роль играет питание.
В СанПиН внесут поправки
Организация школьных обедов в нашей стране регулируется санитарными правилами и нормами, утвержденными в 2008 году, в которые периодически вносятся поправки с единственной целью — улучшить качество питания учащихся. Сразу после новогодних каникул довольно бурную полемику общественности вызвала публикация, появившаяся в газете «Московский комсомолец», с информацией о том, что Роспотребнадзор запретит приносить в школу еду из дома в соответствии с поправками в СанПиН, которые разрабатывает ведомство.
Однако, как разъяснили санитарные врачи, новая редакция документа никак не затрагивает выбор родителями способа питания детей и не ограничивает их право давать ребенку что-нибудь на перекус из дома. Речь идет о запрете приготовления блюд в учебных учреждениях с использованием продуктов, принесенных из дома.
Авторы нововведений рассчитывают, что поправки в документ позволят существенно снизить риски в отношении здоровья детей, обусловленные погрешностями в питании.
Десять лет после реформы
Обсуждение новой редакции СанПиНа стало поводом разобраться в ситуации с организацией школьного питания в нашей области. В 2008 году регион был признан одним из победителей Всероссийского конкурса экспериментальных проектов, направленных на модернизацию школьного питания. Предполагалось полностью исключить нулевой цикл приготовления обедов на базе школьных столовых. Для этого планировалось создать единый комбинат питания, где будут производить полуфабрикаты сразу для всех школ Липецка и специализированным транспортом доставлять их в столовые. Поварам оставалось бы только заложить порционные блюда в пароконвектоматы и довести их до готовности. Кроме того, тогда же был поднят вопрос об увеличении родительской доплаты за питание, что в конечном итоге позволило кормить горячими обедами большее число школьников.
В результате этой реорганизации горячими обедами, по данным на конец 2018 года, в Липецке обеспечены более 82 процентов учащихся. За десять лет с момента старта реформы школьного общепита оборудовать единый специализированный комбинат питания в областном центре так и не получилось. Основным оператором, обеспечивающим горячие обеды, является липецкий филиал группы компаний «Фьюжен Менеджмент». Это предприятие победило в конкурсе на право оказания услуг организации питания учащихся в 55 школах Липецка, а также в учебных учреждениях Ельца и Лебедяни. При этом в девяти школах областного центра столовые являются базовыми, где готовят обеды не только для своих учащихся, но и для учеников еще 22 учебных заведений, столовые которых работают в режиме «раздаточных». В 24 городских образовательных учреждениях пищу готовят только для своих учащихся из доставленного вышеупомянутой кейтеринговой компанией сырья, причем число таких школ в последнее время увеличилось за счет переоснащения столовых современным оборудованием. И лишь в семи школах Липецка завтраки и обеды готовят полностью самостоятельно из закупленных продуктов без участия частной фирмы.
Альтернативное предложение
Получается, что в городском департаменте образования постепенно переходят к прежней практике — готовить детям непосредственно в школьных столовых, а не просто раскладывать по тарелкам привезенную еду. Несколько иной взгляд на организацию школьного питания у специалистов управления Роспотребнадзора по Липецкой области.
— Мы предлагаем открыть сырьевую базовую столовую, где будут вести обработку сырых продуктов — мяса, рыбы, овощей, а в школах уже доводить до полной готовности эти полуфабрикаты. То есть необходимо убрать из образовательных учреждений «грязные» процессы, — говорит заместитель начальника отдела санитарного надзора областного управления Роспотребнадзора Ирина Семушина.
Санитарные врачи уверены, что такая централизация позволит усилить лабораторный контроль за качеством продуктов. В настоящее время проверки в школах проводятся не чаще одного раза в год в соответствии с законодательством.
По словам Ирины Семушиной, серьезных нареканий в адрес кейтеринговой компании, обслуживающей большинство городских школ, у специалистов нет. Сотрудничество с ней ведется довольно давно, и предприятие неплохо зарекомендовало себя. В штате компании есть свой санитарный врач, который следит за качеством питания и своевременным прохождением медосмотров работниками школьных столовых.
А что не так
За последние несколько лет в липецких школах увеличилось число учащихся, получающих горячее питание. Тем не менее около 20 процентов детей все же отказываются от школьных обедов. Причин для этого несколько. Некоторые ребята полноценно питаются дома, они не успевают проголодаться, и в школе им достаточно перекусить, кто-то нуждается в специальном диетическом питании, другие же ссылаются на отсутствие финансовых возможностей, ведь размер родительской доплаты в среднем составляет тысячу рублей в месяц. На отказ от обедов влияет неудобное время приема пищи — первая или последняя перемены, а также теснота в столовой, санитарное состояние помещения. Не устраивают ассортимент и качество приготовленной еды.
— Мы не получаем жалоб, которые могли бы инициировать какие-то внеплановые проверки, — уточняет наша собеседница. — Реакции детей на школьную еду, как правило, субъективны. Многое зависит от пищевых привычек, выработанных в семье. Кому что нравится. Бывает, конечно, что еда остывает, не совсем горячая, потому что на столы накрывают заранее. А вообще всем угодить невозможно. Главный критерий в организации школьного питания — его безопасность.
Как рассказала Ирина Семушина, в сельских школах от горячего питания не отказывается никто. Обеды там обязательны для всех. А меню получается даже дешевле за счет овощей, выращенных на приусадебных участках. При этом поделиться плодами своего урожая может каждый, но предварительно их нужно сдать на анализ, подтвердить безопасность, а уже потом использовать при приготовлении школьных обедов.
В большинстве учебных заведений дети питаются один раз в день, поскольку особенно в больших школах очень сложно организовать двух- или трехразовое питание всех учащихся, на это просто не хватит перемен. Для тех учеников, которые проводят в образовательных учреждениях много времени, посещают дополнительные секции и факультативы, предусмотрены буфеты. В некоторых школах установлены вендинговые автоматы по продаже еды, что также не запрещено законом. В качестве перекуса дети могут приобрести шоколад, воду, другие сладости, к сожалению с большим содержанием консервантов.
Из беседы с родителями липецких школьников выяснилось, что в таких автоматах ребята нередко покупают кофе, качество которого оставляет желать лучшего. Состояние здоровья некоторых не позволяет употреблять этот напиток, но желание не отстать от друзей перекрывает все запреты.
— Я за то, чтобы лучше организовать работу школьных буфетов, где дети для перекуса могли бы приобрести свежую выпечку, — говорит мама шестиклассницы Маргариты Людмила Потапова. — Есть и еще один момент, на который хотелось бы повлиять. В школьном меню первые блюда предусмотрены только для детей из многодетных семей, но, как показывает практика, очень многие их просто не едят. А моя дочка, к примеру, вынуждена покупать себе супы. За то, чтобы в меню включили первые блюда, высказываются и другие родители.
А мама четвероклассника Кирилла Бирюкова Татьяна сетует на то, что обеды подают зачастую холодными, в тарелках лежат заветренные сосиски, которые, конечно, есть уже никто не хочет. Выходит, что питание, заявленное как горячее, не такое уж и горячее.
Родительский контроль
Кстати, на формирование меню могут влиять родители школьников. Они имеют право ознакомиться с работой столовой, проконтролировать ситуацию и при необходимости обратиться в надзорные органы. Но этот инструмент на сегодняшний день практически не задействован. Позиция родителей в большинстве случаев инертная, что отражается на качестве.
Но, как оказалось, даже далеко не во всех школах города родители входят в состав так называемых бракеражных комиссий, члены которых контролируют всю систему школьного питания, начиная от поставки продукции и заканчивая снятием проб с готовых блюд.
А пока вся полемика вокруг школьного питания в основном ограничивается выкладыванием в соцсети фотографий неэстетичных обедов, сопровождающихся комментариями, что это есть невозможно. Большинство нареканий вызывают столовые тех школ, которые выступают в роли «раздаточных». А меньше всего замечаний к учебным заведениям, в которых весь процесс питания налажен самостоятельно, без посредников. Так, по словам липчанина Дмитрия Воронова, одним из немаловажных аргументов в пользу выбора школы для его дочери-первоклассницы было как раз наличие в школе собственной столовой и трехразового качественного питания.